Стоит ли смотреть «Американскую историю ужасов»?
Картина понравится тем, кто неравнодушен к хоррорам
Особенно важно посмотреть ее, если вы знакомы со всей классикой жанра и цените уместные, удачные отсылки. Также она будет интересна тем, кому надоели традиционные завязки, нравятся необычные сюжетные линии
Кто еще, как не Мёрфи и Фэлчак, додумался бы совместить конспирологию об инопланетянах, психиатрическую больницу с настоящими порождениями Ада? Причем сделать это они смогли невероятно талантливо…
Но впечатлительным людям, а также личностям с особо острым восприятием мира сериал не подойдет. Не надо его смотреть и в случае, если вы очень религиозны, не готовы к переосмыслению исторических событий, а также любите красивые кадры. Конечно, с качеством съемки в АИУ все в порядке. Но сами объекты, попадающие в объектив, могут быть омерзительными.
Сезон 4. «Фрик-шоу»
Размеренную жизнь провинциального американского городка Джупитера нарушают сразу два события. Некто в костюме жуткого клоуна убивает местных жителей и похищает детей. Также в город приезжает труппа бродячих циркачей под предводительством немки Эльзы Марс. Артисты этого цирка имеют свои особенности. Здесь есть мальчик-лобстер, бородатая женщина, микроцефалы и даже сиамские близнецы. Несмотря на необычную внешность, глубоко внутри себя герои сезона – простые люди. Они так же, как и все, хотят любить и быть любимыми, иметь семью, заниматься делом всей жизни и просто быть счастливыми.
Вынужденные противостоять непониманию и жестокости окружающего мира, а порой и самим себе, циркачи с переменным успехом отражают атаки полиции, различных психопатов и иногда друг друга.
Чем пугали?
Если во многих других хоррор-школах мы можем выделить один или два центральных элемента, на которые опирается вся концепция страха в фильме, то в случае с американской традицией такой элемент обнаружить несколько сложнее. Если ранние фильмы эксплуатировали знакомые многим образы (вроде Дракулы или Мумии), превращая их в универсальные символы жанра, то позднее в американском хорроре появляются более специфические компоненты. Самый, пожалуй, известный из них — это Маленький Провинциальный Городок, в котором происходит действие подавляющего большинства современных американских фильмов ужасов (даже хичкоковский «Психо» тоже ограничивается если не городом, то особняком и ближайшей бензоколонкой с кафе). Это модель нормативного микрокосма, в котором происходит нечто чудовищное, и тем самым становится возможным вообще сюжет хоррора как таковой.
Первый «Хэллоуин» не был стопроцентно оригинальной работой: отдельные элементы его сюжета встречались еще у Хичкока, а также у итальянских режиссеров. Но понадобился гений Джона Карпентера, чтобы творчески интегрировать эти разнородные элементы в единую структуру, ставшую образцом для десятков, если не сотен, режиссеров в последующие десятилетия. «Пятница 13-е», «Спящий лагерь», «Кошмар на улице Вязов», «Выпускной Бал» — все эти франшизы никогда бы не появились на свет без того взрывного эффекта, который фильм Карпентера произвел в американском прокате, запустив девятый вал слэшэров — подлинно американского поджанра в хорроре.
Разбор финалов «Красного прилива» и «Долины смерти», чем они похожи
Кадр из 10 сезона «Американской истории ужасов: Двойной сеанс» – «Красный прилив»
«Красный прилив» заканчивается трагично. Черная таблетка – это метафора желания человека легко добиться успеха. Гарри глотает таблетки в надежде без усилий написать отличный сценарий, но он обязан расплатиться за дар нескончаемыми жертвами и помутнением рассудка. Таблетки принимает и его дочь Альма, которая затем вместе с агентом отца Урсулой Каан (Лесли Гроссман) «ликвидирует» лишенную таланта мать, вынудив ее проглотить пилюлю и стать чудовищем.
Гарри отказывается от таблеток и запрещает дочери их принимать. Делает он это только после того, как завершает свои проекты на несколько лет вперед – и, соответственно, после многочисленных смертей. Он прекрасно понимает, что Альма может потерять талант, если откажется от «Музы». Для скрипачки с частыми выступлениями это никуда не годится. Ставшая жестокой и бесчеловечной из-за таблеток, Альма с легкостью убивает эгоистичного отца. Затем она, Урсула и Химик отправляются покорять музыкальную индустрию и Голливуд, а заодно наказывать копов-расистов, разнося творческую чуму по США. Творя хаос, они заставляют людей выпустить агрессию и вроде как «очищают» страну.
Мрак финала «Долины смерти» приобретает мировой масштаб – ведь пришельцы задумали уничтожить людей и заселить планету своим потомством. Как и было предсказано на старте эксперимента, первый идеальный ребенок родился в 2021 году. Мессия инопланетного разлива появился на свет у Кендалл Карр (Гербер). Девушку обезглавили и превратили в «инкубатор» с роботом вместо головы. Злая ирония – именно Кендалл отказалась от гаджетов и говорила друзьям, что зависимость от техники губит человека, притупляя его мысли и тягу к творчеству и исследованиям.
Кадр из 10 сезона «Американской истории ужасов: Двойной сеанс» – «Долина смерти»
Человек-пришелец Тета (Росс) объясняет получившей в Зоне 51 бессмертие Мейми, что человечество недостойно жить на Земле из-за своего отношения к окружающей среде и лицемерия. Да-да: это говорит представительница расы, которая привела свою планету к упадку. Мейми убивают за попытку спасти человечество, а воспитанием детей начинает заниматься давняя участница программы Калико (Гроссман), которая соглашается с Тетой – хотя у нее не было выбора.
И «Красный прилив», и «Долина смерти» раскрывают тему желания человека добиваться успехов с помощью «чуда». Таблетки и договор с пришельцами должны были принести выгоду – успешная карьера и технологический прогресс. Гарри и супруги Эйзенхауэры не задумывались о последствиях и цене, которую нужно заплатить за дары, полученные без усилий. Параллельно авторы «Американской истории ужасов» рассказывают о слепой жажде власти: лидеры Провинстауна закрывали глаза на регулярные убийства, чтобы сохранить поток туристов, а политики США в конфликте с пришельцами предавали друг друга ради выгоды, а не работали сообща.
Интересные факты
Дом-убийца из первой части – реально существующее здание. Оно находится в Лос-Анджелесе и носит имя «Дом Розенхайма». В нём неоднократно проходили съемки различных фильмов ужасов, например «Баффи – истребительница вампиров».
Грим Тейта Лэнгдона, который мы видим на его лице в воспоминаниях о бойне в школе, – точная копия татуировок человека, известного как Зомби-бой.
Половина людей, убитых в сериале, носит имена членов бейсбольной команды Бостона «Рэд Сокс».
Тейт Лэнгдон, персонаж первого сезона, назван в честь жены режиссера Романа Полански, убитой членами группировки Чарльза Мэнсона.
Актриса Наоми Гроссман, убедительно сыгравшая микроцефала Пеппер, в жизни настоящая красавица. Ради роли она сбрила волосы, а на её грим уходило по несколько часов.
Во время съёмок сцены стерилизации Кита Уолкера Эван Питерс случайно пописал на своих коллег Сару Полсон и Джессику Лэнг.
Дэнис О’Хэр так вжился в роль немого дворецкого, что продолжал молчать даже в перерывах между съёмками.
Почти все герои «Фрик-шоу» имеют реальные прототипы.
Рост актрисы, сыгравшей Ма Петит в четвёртом сезоне, всего 62,8 сантиметра. Её зовут Джоти Амджи и ей 20 лет.
Роуз Сиггинс, сыгравшая роль Безногой Сюзи, – реальная женщина и мать двоих детей.
По словам Эвана Питерса, он начал актёрскую карьеру только ради того, чтобы в реальности встретиться с Мэри Кейт и Эшли Олсен.
«Американская история ужасов» – это действительно качественный и самобытный психологический хоррор. Несмотря на использование типичных на первый взгляд клише, создатели подают их в совершенно необычной и свежей форме. Сюжеты полны аллюзий и аллегорий, а реальные исторические события окрашены в новые неожиданные тона. Захватывающий сюжет и великолепная игра актёров делают сериал привлекательным не только для поклонников жанра, но и для всех любителей хорошего кино.
Сезон 3. «Шабаш»
Действие этого сезона происходит в Новом Орлеане в ковене, замаскированном под частный пансионат для девочек. Героини третьей части – настоящие волшебницы, они умеют читать мысли, видеть будущее, передвигать предметы и проводить мистические ритуалы. Возглавляет шабаш Фиона – гламурная ведьма, обладающая невероятной силой.
Накануне выборов новой Верховной среди ведьм начинается настоящее противостояние. В борьбе за власть они готовы пойти на все, даже на убийство. Вместе с тем их дому угрожает опасность в лице охотников на ведьм. Теперь женщинам надо забыть о вражде и сплотиться, чтобы сохранить ковен и вернуть ему былое величие.
Сезон 2. «Психбольница»
Сюжет этой части рассказывает события, происходящие в клинике «Брайрклиф», где держат психически больных преступников. Журналистка Лана Уинтерс приходит в клинику, чтобы написать статью о деле пациента Кита Уолкера, подозреваемого в серии жестоких преступлений. Внезапно Лана сама оказывается принудительно заключённой в клинику по причине своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Глава клиники, сестра Джуд, использует в качестве терапии весьма зверские методы и очень напоминает героиню произведения Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».
Персонал клиники на деле оказывается сборищем набожных садистов. В качестве карательных мер они используют телесные наказания, психологическое давление и настоящие издевательства. Подвалы и коридоры больницы скрывают страшные тайны. Постепенно становится неясно, кто более психически нездоров – врачи или пациенты. На деле больница является тюрьмой, где судьбы и жизни порой невиновных людей оказываются в руках одержимых дьяволом монахинь, сумасшедших врачей и жестоких медсестёр.
Во втором сезоне почти нет фантастических монстров или приведений, как в других частях. Главные монстры здесь – это люди.
Основная информация о сериале
Первый сезон вышел в 2011 году. В 2018 вышел 8 сезон. Каждая насчитывает 10-13 серий. Все сезоны имеют собственные названия, отражая тему:
- Дом-убийца.
- Психиатрическая больница.
- Шабаш.
- Фрик-шоу.
- Отель.
- Роанок.
- Культ.
- Апокалипсис.
- 1984.
Создателями «АИУ» являются Райан Мёрфи и Брэд Фэлчак. В АИУ нет постоянного каста актеров. На протяжении всей истории они меняются, уходят из проекта и возвращаются. Наиболее запоминающимися являются Сара Полсон, Эван Питерс, Джессика Ланж и Леди Гага.
Первый сезон стал самым популярным среди новинок 2011 года. Многие актеры получили награды и премии за участие в проекте.
Главные люди
Тод Броунинг
Наверное, самый известный режиссер раннего хоррор-кинематографа в США, поставивший в 1920-е и 1930-е целый ряд классических лент. Два его главных шедевра — «Дракула» (успех которого открыл дорогу «Франкенштейну»), и Уродцы (в нем снимались настоящие цирковые артисты с физическими деформациями), вызвавший бурю возмущения у публики и долгое время пролежавший на полке. Без него в США вряд ли состоялся бы тот бум хоррора, который можно было наблюдать все 1930-е годы.
Уэс Крэйвен
Хотя этот человек не нуждается в представлении, стоит все же отметить, что снял он много значимых фильмов, помимо всем известного «Кошмара на улице Вязов»: от эксплотейшна 1970-х («У холмов есть глаза» и «Последний дом налево») до «Крика», без которого нельзя представить современный хоррор вообще, и хоррор-кинематограф 1990-х в частности. Крэйвен, по сути, дважды переизобрел слэшэр: впервые в 1980-е, а затем — в 1990-е (и попытался сделать это в 2010-е четвертой частью «Крика»).
Съёмочная группа
Создатели всех сезонов сериала – Райан Мёрфи и Бред Фэлчак — известны также по телесериалу «Хор». Они поставили себе цель напугать зрителей и «вывести их из состояния равновесия». Производство сериала началось в 2011 году. В съёмках и написании сценариев разных эпизодов приняло участие множество талантливых режиссёров и сценаристов.
Актёрский состав каждого сезона состоял из основного каста, актёров второго плана и специально приглашённых знаменитостей, где каждый примерял на себя новые образы, совершенно не похожие на предыдущие. Помимо полюбившихся с первых сезонов Эвана Питерса, Сары Полсон, Джессики Лэнг, Фрэнсиса Конроя и Кэти Бэйтс, в поздних сезонах зрители увидят новые лица: Мэтта Бомера, Финна Уиттрока, Шайенна Джексона. А вишенкой на торте станет несравненная Леди Гага.
Кровавый Лик
Кровавый Лик один из самых пугающих персонажей сериала. Он серийный убийца, впервые представленный во втором сезоне «Психбольница» . Кровавое Лицо действовал в 60-х годах, хотя позже в серии появятся подражатели его подражатели. Своей историей он оказывает влияние на мир, поскольку его дело живет даже после смерти.
В одной из серий мы обнаруживаем, что кровавый лик — это не кто иной, как Оливер Тредсон. Поначалу Тредсон кажется хорошим и нормальным врачом, но очень скоро на поверхность выходит его темная сторона. В детстве Тредсон страдал из-за отсутствия материнской любви и он отчаянно ищет материнскую привязанность. А с женщин, которые не соответствует его высоким стандартам, он снимает кожу и использует в качестве своих новых масок.
Джон Карпентер
Живой классик американского хоррор-кинематографа, вошедший в историю жанра широчайшим спектром картин: от слэшэров («Хэллоуин») до фантастики («Нечто»). Несмотря на то, что свои ключевые фильмы Карпентер снял в конце 1970-х — середине 1980-х, он до сих пор активен как режиссер, сценарист и музыкант. Помимо музыки ко многим своим фильмам, Карпентер совсем недавно выпустил второй альбом в качестве самостоятельного артиста.
Дмитрий Соколов — политолог и большой поклонник фильмов ужасов. Этим материалом автор закрывает начатый в августе 2015 года цикл публикаций о национальных школах хоррор-кинематографа. Первую статью о десяти фильмах, которые в разное время определили жанр, читайте здесь. Остальные статьи этого альманаха можно найти тут.
Реальные прототипы
Тейт Лэнгдон, устроивший бойню в собственной школе, повторил преступление Эрика Харриса и Дилана Клиборда – учеников старших классов, которые смастерили бомбу и принесли её в школу. Взорвать её не удалось, после чего они решили расстрелять своих учителей и одноклассников.
Жертву неизвестного маньяка, названную в народе Чёрным Георгином, сыграла Мина Сувари. Известие о женщине, найденной изувеченной в США в 1947 году, потрясло общественность. Неизвестный разрубил её напополам, удалил соски и половые органы, а лицо от углов рта до ушей разрезал в виде страшной улыбки-челси.
Прототипом доктора Ардена из второго сезона сериала послужил доктор Йозеф Менгеле – нацистский садист. В Освенциме он проводил свои жуткие эксперименты над людьми. Как и доктор Арден, он остался безнаказанным и умер в глубокой старости.
Судьба героини второго сезона Ланы Уинтерс очень напоминает историю Нелли Бай – американской журналистки, симулировавшей сумасшествие для разоблачения психиатрической больницы со зверскими условиями содержания больных.
Маньяк Эд Чейн, живший в Америке, возможно, повлиял на создание образа человека по имени Кровавый Лик из второго сезона. Им обоим присуща особая жестокость при ничем не примечательной внешности и скромном поведении.
Жрица вуду из третьего сезона – реальная женщина, проживавшая в Новом Орлеане в 19 веке. О её жизни практически ничего не известно, существует лишь множество свидетельств о том, что к ней за помощью приходила вся новоорлеанская знать.
Ещё одна реальная историческая личность — мадам ЛаЛори – кровожадная рабовладелица, жившая в Новом Орлеане. Её способ сохранения молодости, заключающийся в умывании человеческой кровью, отсылает зрителей к личности кровавой Леди Батори.
Прототипом клоуна из сезона «Фрик-шоу» стал Джон Уэйн Гейси – маньяк, насиловавший и убивавший молодых людей.
Мистический Эдвард Мордрейк также существовал в реальности. У него на затылке, вследствие врождённой мутации, находилось ещё одно лицо. Согласно легенде, оно могло плакать и смеяться, а по словам самого Эдварда, нашептывало ему ужасные вещи. Он умолял врачей избавить его от этой жуткой части тела, но согласия так и не получил. Он совершил самоубийство в возрасте 23 лет.
Шикарный сериал, в котором есть все…
Стоит отметить, что сериал действительно снят на высоком уровне. Это не дешевая мыльная опера, здесь все продумано – и постановка, и игра актеров, и саундтрек, а какая динамика событий — с первой же серии герои, а вместе с ними и зрители попадают в совершенно потрясающую и невероятную историю. Второй сезон и все последующие части такие же.
Да, фильм несколько развратный и сильно откровенный. Местами он забавный, местами душещипательный и трагичный. Любовь здесь всегда соседствует с болью. Что до ужасов, то их в привычном смысле нет. Ну показали пару раз демона какого-то зубастого, на том и все. По большей мере это одна большая человеческая драма, которая не всегда заканчивается со смертью ее носителя.
Между делом в виде таких забавных моментов идет тема нетрадиционной ориентации, секса, измен, курения и феминизма. Однако среди всего этого есть и хорошие откровения. Бен как настоящий психолог открыто говорит, что психоанализ не помогает, а люди ходят на приемы потому, что не желают брать на себя ответственность за собственную жизнь, и предпочитают во всем винить родителей.