Роскошь эпохи возрождения

Живопись

Как и в прочих жанрах искусства, в живописи наблюдается заимствование художественных приемов Античности. Даже в библейские сюжеты постепенно проникает тема красоты человеческого тела и совершенства его форм. Впрочем, это произошло не одномоментно.

Проторенессанс

Что касается темы живописи, здесь самое время вновь вспомнить о Проторенессансе и величайшем художнике этого периода Джотто ди Бондоне. Дело в том, что его наработки послужили источником вдохновения и были позаимствованы главными фигурами эпохи Возрождения в живописи: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэлем (1483-1520). Эти наработки вряд ли сможет обнаружить глаз человека, не имеющего художественного образования, поэтому в этот раз мы сначала расскажем, а потом покажем.

Особенности творчества Джотто ди Бондоне:

  • Тщательная проработка деталей.
  • Тесная взаимосвязь деталей между собой.
  • Зависимость визуального восприятия деталей от освещения.
  • Ощущение чувства пространства на изображении.
  • Смещение оптической перспективы с возможностью перенаправить взгляд на зрителя.
  • Активное использование светлых тонов для фресок.
  • Достижение визуальных эффектов за счет градации оттенков цвета.

Оценить воочию эти нюансы можно, посмотрев живописные работы Джотто ди Бондоне. Возьмем для примера «Полиптих Барончелли» – одну из его росписей в построенной им церкви Санта-Кроче:

Живопись раннего Ренессанса

В искусство живописи раннего Ренессанса огромный вклад внес уже упоминавшийся нами художник и архитектор Филиппо Брунеллески. Напомним, он открыл перспективу в архитектуре и живописи, что стало новым словом в этой области. Это хорошо заметно в работах художников данного периода. Например, в работе Сандро Ботичелли (1445-1510) «Мадонна Евхаристии»:

Живопись высокого Ренессанса

Расцвет Ренессанса предопределен творчеством таких великих художников, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

«Сикстинская мадонна» Рафаэля является одной из самых узнаваемых работ в истории живописи. Кроме того, он прославился как мастер портретной и алтарной живописи, мастер многофигурной композиции, гравировщик и стихотворец. Рафаэль Санти часто сопровождал сонетами свои рисунки. Так, один из рисунков сопровождался прекрасными строками:

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой…

О литературе Ренессанса мы поговорим позже, а сейчас предлагаем оценить пример многофигурной композиции в работе Рафаэля «Афинская школа»:

Наиболее известной картиной Леонардо да Винчи является, безусловно, «Мона Лиза», она же «Джоконда». Все, кто видел картину, заметили, что Джоконда как бы «следит» взглядом за зрителем. Это как раз пример смещения оптической перспективы с возможностью перенаправить взгляд на зрителя. В творчестве Леонардо да Винчи были тесно связаны наука и искусство. Так, он предметно изучал анатомию и делал множество рисунков, точно передающих анатомические особенности человеческого тела. Примером может служить работа Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»:

Микеланджело прославился своей росписью Сикстинской капеллы. Единственная законченная картина его авторства, дошедшая до нашего времени, это «Мадонна Дони»:

Живопись позднего Ренессанса

В живописи в эпоху позднего Ренессанса явно заметны черты маньеризма: изогнутость фигур, неестественность положений, нарушенные пропорции. Классикой жанра считается картина Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»:

Мы охватили лишь малую часть шедевров эпохи Возрождения. Тут, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому рекомендуем вам книгу «Живопись эпохи Возрождения» . Кроме того, весьма интересно исследование «Вокруг Леонардо да Винчи: модернизм, террор, грезы и метаистория» . А мы переходим к литературному наследию Ренессанса.

Что говорит история о стиле эпохи Возрождения

В конце XVI века стиль барокко пришел на смену классицизму — безукоризненно правильному, идеально красивому, математически симметричному, но скучному.

Женский барочный наряд состоял из корсета, из-под которого спускалась нереально объемная нижняя юбка на жестком каркасе из китового уса. Поверх нее надевалось платье, украшенное парчой, воланами, лентами, кружевом и длинным шлейфом. И без того тяжелая одежда дополнялась высокой прической или громоздким париком, голова в котором неимоверно чесалась.

Со стилем барокко в одежде вошли в моду туфли на каблуке, веера, зонтики, перчатки, ювелирные украшения с крупными камнями и специальные изящные палочки, которыми дамы чесали голову во время официальных приемов и балов.

Эпоха «абсолютной роскоши и излишней пошлости» достигла своего расцвета во Франции XVII века. Но уже к XVIII веку барокко окончательно вышло из моды.

Мебель в стиле ренессанс

Ренессанс в интерьере проявляется, разумеется, и в выборе мебели. Она такая же пафосная и утонченная, как и вся обстановка сооружения. Для изготовления такой мебели используют массив дорогих древесных пород, которые используют специалисты.

Очень часто мебель делают красивой и чопорной в ущерб комфорту и удобству, хотя, опять же, в наше время ориентиры меняются и плавные линии уже не так важны. По очертаниям мебель выглядит четко, массивно, но ничуть не лишена изящества, просто оно увеличено втрое, в отличии от средневековой другой мебели.

И мягкую мебель (ее «не мягкие» элементы), и всю остальную следует украшать посредством инкрустации дорогих камней или же их заменяют, изящной и замысловатой резьбой, позолотой. Обивку для мягкой мебели (которая, как всегда, представлена диваном и парой кресел) делают из дорогих тканей, иногда однотонную, но в таком случае фактурную и яркую, а иногда – используют различные принты с вензелями, завитушками и пр.

В стиле ренессанс или ампир из предметов мебели важное значение имеют также письменные и кофейные столы, секретеры, книжные шкафы, посуда, буфеты. Стол и стулья обивают кожей, достаточно мягкой,  бархатом или парчой

Для хранения вещей иногда используется большой сундук, тоже расписной и инкрустированный.

Особенности оформления

Ренессанс – это большие помещения с высокими потолками, имеющими один или несколько уровней. Интерьер требует наличия колонн, арок, огромных кроватей с балдахином, величественных каминов, больших стен для возможности нанесения фресок или размещения живописных полотен, гобеленов с панорамными изображениями.

Пола

Идеальное соответствие выбранному духу времени – это облицовка пола и камина натуральным мрамором, но допускаются и другие варианты – например, использование керамогранита, керамической плитки. Помимо камня, в качестве напольного покрытия используют массивные деревянные доски ценных пород. Считается обязательным узорный орнамент в центре.

Стен

Для оформления стен используют преимущественно светлые тона — кремовые, персиковые, бежевые, светло-зеленые и так далее. В качестве облицовки применяют песчаник, природный камень. Идеальный вариант – дополнение стены фресками с репродукциями знаменитых мастеров живописи тех времен.

Кроме того, стены декорируют тисненой кожей, бархатом, парчой, ценным деревом светлых и темных пород. Считается обязательным наличие ниш, украшенных росписью, лепниной, для размещения небольших статуэток.

Потолка

Стиль характеризуется куполообразными сводчатыми или многоуровневыми потолками. Такой тип хорошо сочетается с росписью, лепниной, возможны небольшие фрагменты фресок, геометрические или выполненные в виде гирлянды орнаменты. Потолки могут быть деревянные, но обязательно покрытые лаком.

Признаки стиля

Что же так выделяло ренессанс, что его выделило в отдельный стиль? Посмотрим, чем он отличался от античности, а в чем совсем ее повторял.

Признаки античной архитектуры:

  • В плане – прямоугольные;
  • Симметричные;
  • Колонны;
  • Двускатные крыши;
  • Барельефы и горельефы обязательны;
  • Монументальность;
  • Массивное основание с лестницами.

Тут стоит сделать ремарку, что в то время жилые дома были даже не на втором плане – на них всем было просто немного наплевать. А архитекторы самовыражались через дворцы и храмы, а это накладывает многие ограничения. Жилые же дома мало чем отличались от современных дачных времянок, благо климат позволял.

Что же взял стиль возрождения? Обязательно симметрию и монументальность. От этого еще очень долго отойти не могли. Да и сейчас сделать ассиметричный дом красивым может не каждый архитектор.

Хотя все искусство средневековья считалось варварским, это не мешало архитекторам использовать наработки средневековых мастеров и украшения из готики. Такова натура человека.

Постройки обязательно строились пропорциональные и масштабированы относительно человека. От прямоугольника еще не отошли, во всяком случае в массе. Вначале копировали римлян и здания были огромными (окно этого дома – 8 метров).

Но стиль все больше становился утилитарным. Строили монастыри, дворцы мелких чиновников. И ренессанс становился все меньше и меньше, пока не достиг привычных нам высот этажей, размера окон и дверей.

Дом ритмичен (помните статью про ритм?), сам стиль делится на подстили, как в Греции делили на ордера. Окна, карнизы, колонны, декоративные элементы образовывают нотный рисунок, гармоничный и ритмичный. Рисунки тоже делались орнаментами, на греческий мотив.

Ордера выделяют классический, ионический, дорический, французский, колоссальный – и другие, углубляться в которые скучно. Или нет, нужна ли статья по античным ордерам и более поздним их трактовкам и переделкам?

Естественно, пришлось отказаться от храмов без стен, климат не позволял. И вообще, дворцы же строили, а не храмы. Многое было изменено. Например, полуколонны стали в большем приоритете, чем колонны, появились окна и исчезли святилища.

Статуи стали ставить снаружи, а не внутри. Да и статуи теперь ставили полководцам, а не богам. Форму окон переработали под необходимость сначала укрываться от ветра, а потом доработали под стекла.

Материалы становились все совершеннее, можно было делать все более и более изощренные узоры, рельефы, резные элементы. В общем, как-то так и родилось барокко.

Литература

Литература эпохи Возрождения насквозь пронизана идеями гуманизма, воспевает красоту и достоинство человека, утверждая человеческую личность как высшую ценность. В противовес церковным догматам, щедро популяризируемым литературными средствами в Средневековье, литература Ренессанса воспевает идею раскрепощения человека.

Именно человек в литературе Ренессанса выступает творцом своего счастья, а вовсе не какое-то предопределение свыше, и это принципиальное отличие светской литературы от религиозной. Это был весьма радикальный по тем временам подход к жизни и искусству. Считается, что предвестником появления новой литературы стали творения Данте Алигьери, написанные еще в начале 14 века.

Проторенессанс

В какой-то степени «переходной» можно считать литературу Проторенессанса. В частности, Франческо Петрарка (1304-1374) в своих произведениях старался балансировать между светской направленностью своего творчества и церковной доктриной. Это особенно заметно в его трактатах «О презрении к миру», «Об истинной мудрости» и других. А вот сонеты Петрарки, благодаря которым он и прославился, носят уже исключительно светский характер .

Литература раннего Ренессанса

В полной мере гуманистической можно считать литературу раннего Ренессанса. Деятели этой эпохи воплотили все идеи гуманизма в своих произведениях. Так, «Декамерон» Джованни Бокаччо стилистически исполнен в соответствии с традициями античной литературы, а роль творца мира в этом произведении отводится человеку, а не Богу.

Литература высокого и позднего Ренессанса

Расцвет Ренессанса в литературе предопределен творчеством целой плеяды талантливых авторов из самых разных стран. Это английский поэт и драматург Уильям Шекспир (1564-1616), создавший такие поистине бессмертные произведения, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и другие.

Это романтичный Мигель Сервантес (1547-1616), испанский писатель, известный нам по своему задушевному роману «Дон Кихот» и новеллам «Театр чудес», «Лабиринт любви» и прочим. Это французский писатель, мастер утонченной сатиры Франсуа Рабле (1494-1553), известный по произведению «Гаргантюа и Пантагрюэль».

А еще это английский писатель Томас Мор (1478-1535) и его «Утопия», итальянский писатель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527) и его «Государь». Это талантливейший нидерландский сатирик Эразм Роттердамский (1456-1536) и его величайшая «Похвала глупости». И это далеко не весь список литераторов эпохи Возрождения.

В связи с вышесказанным у многих может возникнуть вопрос: а был ли упадок, свойственный эпохе позднего Ренессанса, в литературе? Ответим кратко: маньеризм не пощадил никого.

Маньеризм в литературе

Справедливости ради стоит сказать, что образцы маньеризма в литературе просто померкли на фоне блестящих успехов по-настоящему талантливых литераторов той эпохи. С другой стороны, любое творчество имеет право на жизнь, и маньеризм вовсе не всегда синоним слова «плохо».

Лучше, если вы сами познакомитесь с образцами литературы, которые относят к маньеризму, и составите собственное впечатление. Так, к примерам маньеризма традиционно относят роман «Эвфуэс» английского писателя Джона Лили (1553-1606), поэму «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо Торквато (1544-1595), сонеты португальского поэта Луиша де Камоэнса (1524-1580).

Обратите внимание, что применительно к литературе отнесение к тому или иному периоду происходит не столько на основе формальной периодизации истории искусств, сколько на основе литературоведческого анализа произведений и выделения признаков, свойственных тому или иному стилю и направлению

Голова: лучи из глаз и алебастровый лоб

Эстетические воззрения Ренессанса связывали обращенные к небу и солнцу части тела с благим, ангельским началом. Согласно учению Платона (которого деятели Ренессанса почитали больше других философов), боги в первую очередь создали «божественнейшую нашу часть, владычествующую над остальными частями» — голову, округлая форма которой подражает сферическому устройству Вселенной. Тело же было создано в помощь голове как «вездеходная колесница», в задачу которой вменяется носить то, «что в нас божественнее всего и святее».

Французский социолог Жорж Вигарелло подсчитал, что в одном стихотворении поэта XVI столетия Пьера де Ронсара, главы творческого объединения «Плеяда», о лице возлюбленной говорится на 140 из 170 строк. Другой стихотворец, лионец Морис Сэв, посвятил девушке 450 десятистиший, и более ста из них рассказывают о красоте и силе воздействия ее глаз, тогда как о теле вообще не заходит речи. Телесные формы героинь этих произведений словно скрыты во мраке, а их образы напоминают обрезные портреты.

Такое избирательное внимание к глазам не случайно. Платон указывал, что после сотворения головы боги взялись за зрение, которое служит, как мы сказали бы сегодня, основным источником информации: «Мы не смогли бы сказать ни единого слова о природе Вселенной, если бы никогда не видели ни звезд, ни Солнца, ни неба»

Если верить философу, глаза соединяют свой внутренний огонь с внешними источниками света, позволяя видеть предметы. «Луч огня из ваших глаз врасплох застал меня», — писал Петрарка в одном из сонетов к Лауре. Огненный луч из глаз — не столько поэтическая метафора, сколько буквальное изложение платонического представления об устройстве зрительных органов.

Ренессанс и античный стиль

Античный стиль один из древнейших. Он появился еще в VIII столетии до н. э. в Древней Греции и Риме. Несмотря на то, что ренессанс многое заимствовал у античного стиля, благодаря исторической документации, различия между направлениями существуют.

Для декора характерны амфоры, колонны, лепнина, фрески, отсылающие к мифологии Древней Греции. Иногда колонны искусственно состаривают. Популярный элемент античности – декор в виде плюща и винограда.

Стиль ренессанс более торжественный и пышный по сравнению с античностью – мебель с мягкой обивкой, разнообразие цветовых гамм, применение золочения, серебрения и патинирования.

Особенности моды Ренессанса

В женскую моду Ренессанса ворвались простота и изящность. Главной особенностью стало совершенство форм. Средневековая одежда была грубой и бесформенной, готическая — многослойной, а новая — женственной. Для подобных нарядов нужны были пышные формы, впечатляющий бюст, статная фигура и широкие плечи. Большой популярностью пользовалось глубокое декольте свободной формы, что очень нравилось противоположному полу.

На смену мрачным оттенкам в одежде пришли яркие цвета и насыщенные узоры. Среди орнаментов предпочтение отдавалось геометрическим узорам с завитками, вышивке лозы винограда, узорам из листьев. Для выполнения узоров использовали блестящие нити, ленты. Создавалась эффектная золотая расшивка.

Если в готике предпочитались кружева и шелковые ленты, то Ренессанс демонстрировал более богатый декор. Делали акцент на меховую обивку, вышивку блестящими нитками, драгоценные камни. В фасонах выделялась умеренность и симметричность, что ассоциировалась с гармонией и совершенством. Пояс располагали строго на талии — не выше, не ниже. На смену высоким шляпам, рукавам, вытянутым углам, остроконечным глубоким вырезам платьев, остроносым длинным башмакам пришел целостный вид наряда.

Из тканей отдавали предпочтение шелку, бархату, парче. Портным было непросто справляться с покроем и драпировкой этих трудно поддающихся пошиву материалов. Пропорции в эпоху Возрождения выделялись на первый план. Юбка и лиф должны били смотреться гармонично, а фасон — подчеркивать определенные части женского тела.

Что такое телесные иерархии

Человеческое тело стало главным предметом художественного интереса в эпоху Ренессанса, когда физический мир, прежде пораженный в правах по сравнению с миром небесным, был реабилитирован. В античных и христианских монистических концепциях блага предполагалось, что все явления соотносятся с божественным совершенством, располагаясь от него ближе или дальше — в этом их этический и эстетический смысл. Поэтому в ренессансной культуре «прекрасные» (следовательно, морально чистые) части тела выставлялись на обозрение, а «некрасивые» (следовательно, морально недостойные) следовало скрывать.

Итальянский писатель XVI века Аньоло Фиренцуола в сочинении «О любви и красотах женщин» утверждал: «Сама природа побуждает женщин и мужчин выставлять напоказ верхние части тела и прятать нижние, ибо в первых заключена красота, и они должны быть видимы, чего нельзя сказать о вторых, представляющих собой не что иное, как пьедестал, служащий опорой для верха».

Тексты, на основании которых мы можем построить ренессансный «телесный табель о рангах», обычно посвящены женщинам, потому что красота считалась именно их качеством.

Периодизация эпохи Возрождения

Из материала прошлого урока вы уже знаете, что эпоха раннего Возрождения примерно совпадает по времени с периодом позднего Средневековья, а хронологические границы Ренессанса условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. В целом же периодизация Ренессанса выглядит следующим образом:

  • Раннее Возрождение – 15 век.
  • Высокое Возрождение – начало 16 века.
  • Позднее Возрождение – 20-е годы – конец 16 века.

Кроме того, историки часто в качестве самостоятельного периода выделяют Проторенессанс, включая туда вторую половину 13 века и 14 век полностью. Ввиду того, что этот период имел самостоятельное значение только в Италии, где и зародился Ренессанс, мы его не включаем в общую таблицу периодов, однако, безусловно, упомянем деятелей искусства того времени, когда будем изучать тренды в разных его сферах.

И еще одна ремарка: искусство Ренессанса имеет общие черты, свойственные каждому из периодов, а процесс развития отличается гармонией и высокой степенью преемственности на протяжении всей эпохи.

По этой причине будет удобнее рассматривать каждое направление в искусстве – архитектуру, скульптуру, живопись и т.д. – единым блоком, чтобы можно было нагляднее оценить как преемственность традиций, их большую или меньшую выраженность, так и некоторые отличия периодов. Чтобы было понятнее, о чем речь, мы начнем с общей характеристики эпохи Ренессанса.

Фасоны

К счастью, современное барокко уже не требует от модниц обязательного облачения в неудобные платья с многослойной юбкой длиной до пола. Чтобы соответствовать стилю, достаточно надеть пышную мини-юбку, щедро украшенную кружевом, бантами и с оригинальной вышивкой по подолу или подпоясать платье-баллон широким поясом, инкрустированным камнями.

Одеться в стиле барокко позволят строгая юбка-карандаш и деловой костюм, расшитые золотом или серебром. Кружевные полупрозрачные блузы, шифоновые и атласные сорочки с пышными рукавами, платья-балахоны с пестрыми узорами, бархатные комбинезоны и брюки-галифе — современный гардероб в самом блестящем, вызывающем и роскошном стиле в истории моды составлять можно до бесконечности.

Жакеты, кардиганы, жилеты из гобелена и парчи, а также шерстяные пальто с пестрыми узорами и невообразимо пышным меховым воротником дарят возможность выглядеть по-королевски дорого и изысканно даже в холодное время года.

Декоративные элементы. Чем больше в наряде присутствует драпировок, бантов, лент, рюшей, тем лучше удается соответствовать образу, не ведающему границ вычурности. Непременным является наличие кружевных деталей, золотых нитей и замысловатых аппликаций. «Слишком» — вот как коротко и емко характеризуется стиль одежды барокко.

Модные цвета. Несмотря на то, что барочные наряды всё чаще сосредоточены вокруг лаконичного сочетания черного и золотого, современная мода рекомендует этим не ограничиваться. Удачными считаются комбинации зеленого, лилового, персикового, белого, голубого цветов с симметричной золотистой или серебристой вышивкой.

Модные принты. Наряду с «классическими» для барокко вышитыми на ткани узорами, в моду пришла леопардовая расцветка, причем не только в привычном сочетании оттенков, но и в любых вариациях.

Цветочные принты, присутствующие в последних дизайнерских коллекциях, напоминают сочную зелень джунглей и необычайно оживляют «театральную искусственность» одежды в стиле барокко.

Тренд: Платья из шифона с нанесенным на ткань изображением художественных произведений эпохи Возрождения, подпоясанные тонким ремешком

Руки: легальный флирт

К благородному «верху» примыкали руки, к красоте которых часто обращались и теоретические трактаты, и художественная литература. С одной стороны, белые, нежные кисти указывали на аристократизм, с другой — будили эротическое воображение.

Ценителем этой части тела был, в частности, Генрих VIII, который поручил своим брачным представителям подробно описать руки герцогини Неаполитанской, к которой он сватался:

Большое внимание кистям уделял как его придворный живописец Ганс Гольбейн (младший), так и множество других художников Ренессанса и барокко. Ганс Гольбейн (младший) «Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии»

Ок. 1536 г

Ганс Гольбейн (младший) «Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии». Ок. 1536 г.

Поскольку большая часть тела была невидимой, обнаженные руки становились предметом повышенного внимания. Поигрывая предметами и совершая изящные движения пальцами, женщина могла флиртовать. Дамские руки, таким образом, относятся к «верху» и достаточно возвышенны, чтобы можно было о них упоминать, и в то же время таят чувственное обещание.

Исследователь культуры Умберто Эко отмечает, что на картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» пальцы женщины, поглаживающие зверька, неестественно длинны. Они как будто взяты крупным планом. Это маньеристское искажение пропорций отражает женскую загадочность, связанную с идеей грации (от итальянского слова grazia — «изящество», «благодать»).

Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». 1489–1490 гг.

В портретах мужчин же сильные, крупные руки, держащие перчатку или заткнутые за пояс, являлись символом власти, как на портретах Генриха VIII. Ухоженные и нежные кисти тоже были сословным маркером — они указывали, что их обладатель не оскверняет себя ручным трудом.

Из фрагмента видно, как мужская красота в XVII веке определялась через женскую. Отголоски этой традиции сохранялись и во времена самого Дюма.

История моды от эпохи Возрождения

Итак, в XV-XVI веке в Европе началось Возрождение, все вышло из средневековой спячки: живопись, музыка, мода. Забытая античность опять стала популярной. Европейцы стали изучать новые науки, интересоваться возможностями человеческого тела. Главными аспектами новой моды они взяли симметрию и гармонию.

Свои истоки одежда эпохи Ренессанса взяла в Италии. Затем этот стиль распространился во Франции. Это и не удивительно, ведь Римская империя находилась раньше на территории Италии. Флоренция стала колыбелью одежды Ренессанса для женщин и мужчин. Период Возрождения многое изменил, большое значение стало уделяться телу. Оно должно быть красивым, как дух. Одежда должна была подчеркивать реальные пропорции человеческого тела.

У женской красоты тогда появились свои каноны и идеалы. Модными стали девушки высокого роста с широкими плечами, тонкой талией, белыми зубами, красными губами, благородными движениями и статной фигурой. Хоть талия ценилась тонкая, но излишняя худоба не признавалась. Отдавалось предпочтение пышному телу и пышной груди.

Именно итальянцы тогда придумали моду на блондинок. Идеалом женской красоты стали белокурые локоны, которые стремились заполучить многие модницы. Красотки прибегали к различным способам, чтобы достичь светлого тона волос. Вот тогда-то и вошли в моду парики из накладных волос ярко-желтого цвета. В волосы стало модно вплетать коралловые и жемчужные ниточки. Также прически накрывали специальными сеточками и накидками.

В эпоху Возрождения модно было открывать лоб, не закрывать его волосами. А вот широкие густые брови были не модными, их выщипывали и мужчины, и женщины. Широко использовалась косметика, существовали даже целые правила нанесения грима на лицо. Макияж отличался естественностью, подчеркивал природную красоту человека.

В моде были густые, нежные, длинные и волнистые волосы с оттенком золота или меди. Ценились длинные стройные ноги, плавные округлые линии груди.

Статьи по Теме

Италия:

  • История
  • История Италии
  • XVI — го  века

Франция:

  • Стиль Людовика XII
  • Французский ренессанс

Конкретный

Архитектура:

  • Ренессансная архитектура
  • История архитектуры

Мебель :

  • Список стилей мебели
  • Техническая система  ;
  • Возрождение  ;

Театр:

Театр эпохи Возрождения

Музыка:

  • Музыка эпохи Возрождения  ;
  • Танец эпохи Возрождения  ;

Религия:

Реформа .

эпоха Возрождения

История
  • Duecento

    XIII — го  века

  • Треченто

    XIV — го  века

  • Кватроченто

    XV — го  века

  • Чинквеченто

    XVI — го  века

Периоды
  • До Возрождения
  • Первое Возрождение
  • Высокое Возрождение
  • Поздний ренессанс
Изобразительное искусство
  • Меблировка
  • Архитектура
  • Танец
  • Литература
  • Музыка
  • Картина
  • Скульптура
  • Театр
  • Освещение
Философия
  • Гуманизм
  • Протестантская реформа
  • Медичи неоплатонизм
  • Аверроизм
Знание
  • Великие открытия
  • Наука и технология
  • Образование
По стране и городу
  • Италия
  • Франция

    Лион

  • Германия
  • Фландрия
  • Испания
Вещание в Италии
  • Бергама и брессанское ренессанс
  • Феррари Ренессанс
  • Флорентийский ренессанс
  • Ломбардный ренессанс
  • Мантуанский ренессанс
  • Неаполитанский ренессанс
  • Умбрийское Возрождение
  • Пармезан Ренессанс
  • Падуанский ренессанс
  • Римский ренессанс
  • Возрождение в Урбино
  • Венецианский ренессанс
  • Сицилийский ренессанс

Французские стили мебели

Средневековая мебель  · Ренессанс  · Второе Возрождение  · Людовик XIII  · Людовик XIV  · Регентство  · Людовик XV  · Переходный период  · Людовик XVI  · Исполнительный  · Империя  · Еда  · Луи-Филипп  · Вторая Империя  · Ар-нуво  · Ар-деко  · Стиль 1940
  • Мебельный портал
  • Портал эпохи Возрождения

Женская одежда эпохи Возрождения

Несколько платьев составляли женский костюм. У девушки было верхнее и нижнее платье с длинными рукавами. Верхнее платье (гамурра) отличалось широкими рукавами, иногда с прорезями. Во Флоренции тогда выпускались качественные суконные ткани, которые распространялись по всем европейским странам.

Платье эпохи Возрождения отличалось объемностью, широкими симметричными фалдами, гармоничным лифом и юбкой, а также пропорциональностью. Лиф платья имел овальный вырез и зашнуровывался. Женские платья обильно декорировались вышивкой, дорогим кружевом, меховой отделкой. Чтобы подчеркнуть богатство дамы, на рукавах платья делали специальные разрезы для демонстрации нижнего белья.

Мебель

Ренессансный кабинет Андреа Пикки (Флоренция).

Итальянская мебель заимствует свои формы из древней архитектуры: фронтон, антаблемент, колонна, пилястра, аркада и т. Д. Мотивы орнамента разнообразны: путти, маски, патроны, резаная кожа, медальоны, зеркала, гирлянды, узелковые ленты, переплетение, корзины с цветами и т. Д. фрукты, падающие пиастры, …

Общая мебель

  • Груди  : часто предлагается по случаю свадеб и остается основная часть мебели. В Италии его называют кассоне . Каркас сейфа остался таким же, как в средние века, собранным методом «ласточкин хвост», но фасад эволюционировал. Вершины заменены балясинами с вставками медальонов, гротесков и арабесков, листвы и ракушек.
  • Шкаф является единицей хранения ценных предметов. Он состоит из двух частей.
  • Костюмер  : используется для отображения блюд в домах богатых владельцев.
  • Таблица является копией римской таблицы. Он образован прямоугольным верхом, поддерживаемым двумя концевыми ножками, соединенными прокладкой. Верх часто украшают мрамором и цветными камнями. К концу XVI — го  века , он выполняет таблицу 6, 8 или 9 футов. Сверху скрываются две раздвижные створки для увеличения поверхности (молнии).
  • в часы

Сиденья

С высокой спинкой  стула: этот монументальный стул часто имеет фронтон. Он содержит сундук на своем сиденье, но теряет навес. Спинка состоит из соединенных досок, на которых развивается орнамент.

Аппликации клеем: карнизы, плинтусы, капители.
Фенестрация заменена листвой, а корона относится к греко-римскому искусству антаблементом, заканчивающимся карнизом и архитравом. Мы часто находим на верхней части спинки узор в виде накладки или зеркала (что-то вроде круглого полированного деревянного круга).

Sedia dantesca  : рентгенорезист формы кресло из четырех стоек , которые пересекаются по два, образуя заостренную арку готического стиля; эта арка поддерживает сиденье из широкого кожаного ремня. Прямая спинка, два подлокотника и два полозья придают ему вид стула .

Sedia soaparola (или пинцет кресло): рентгенорезист в форме кресло от средневекового кресла. Он состоит из восьми параллельных стоек, создающих изогнутую арку, противодействуя изгибу. Спинка, характеризующаяся очень извилистым вырезом, часто украшена накладкой в ​​центре.

Новая мебель

Sgabello  : мобильный стул довольно характерный для итальянского Возрождения. Как явствует из XV — го  века . Сгабелло отличается необычной сборкой двух досок, слегка наклоненных к сиденью с трапециевидной спинкой. Украшение этого сиденья сделано из масок, завитков и вырезов.

Кресло  : Спинка больше не выступает из головы, часто с мебелью с подвижными подушками; в конце XVI — го  века , она будет покрыта кожей, гобелен или дамасская большие очки в Неаполе и даже атлас. В XVII — м  веке , он будет носить имя стула , если в суде , где она примет имя стул . Его часто ассоциируют со стилем Генриха II .

Caquetoire  : зарезервирован для женщин, она имеет фиксированный или поворотный трапециевидную место. С точки зрения комфорта, он знаменует собой прогресс, поскольку позволяет женщинам удобно расположиться, несмотря на их широкие нижние юбки, и опираться на его откинутую назад спинку. Он также легче, потому что ножки соединяются только поперечинами или H-образной проставкой, поэтому его легко перемещать для нужд разговора, отсюда и его название.

С высокой спинкой стула  : он появился в Италии в первой половине XVI — го  века и развивается очень быстро по всей Европе. Сиденье, как и спинка, выполнено из тисненой кожи, прошитой крупными золотыми заклепками. Под сиденьем две скульптурные ленты образуют украшение.

Меланхолия декаданса

XIX век

В обществе этого периода преобладали упаднические настроения, разочарование и неверие в будущее, очарованность смертью. Причинами этого историки называют сильные потрясения, происходившие в то время в Европе и России. Например, в 1814 году завершилась Великая французская революция, которая длилась целых 25 лет. Это и другие подобные события сильно изменили менталитет человека того времени и привели к появлению нового литературного течения — романтизма, а вместе с ним декаданса. 

Декаденты воспринимали себя как элитарную, болезненно чувствительную и утончённую культурную группу. Так появился новый стандарт женской красоты: образ красивой девушки стал неотделим от меланхолии, смерти и упадка. Привлекательной считалась хрупкая женщина с бледной кожей, грустными глазами и поникшими плечами. Она была мечтательной и печальной, могла плакать, читая стихи. Это было слабое существо, не приспособленное к реалиям окружающего мира. 

Рамон Касас. «Юная декадентка» / Wiki­me­dia Commons

Девятнадцатый век стал эпохой чахотки (туберкулёза). Врачи называли причинами чахотки страсти любого рода: от неумеренности в еде и мастурбации до сидячего образа жизни. По симптомам чахотка была похожа на горячку или лихорадку, и врачи часто неправильно интерпретировали симптомы. Из-за того что болезнь видели следствием сильных чувств, она превратилась в романтический диагноз. Утомлённых и меланхоличных барышень с нездоровым румянцем считали прекрасными — даже несмотря на то, что они умирали. 

С начала Средневековья и до XIX века стандарты красоты плотно были связаны с настроениями в обществе и историческими событиями. Женщины меняли закрытые балахоны на открытые платья с корсетами, клеили и убирали мушки, подчёркивали то румянец, то бледность. 

️ Другие материалы про моду и её переменчивость

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МаникюрМаркет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: